Институт развития образования

​Учителя делились опытом формирования читательской грамотности на уроках географии

​Учителя делились опытом формирования читательской грамотности на уроках географии

14.02.2022г.

26 января 2022 года на базе ГБОУ «ШКОЛА ЭКОТЕХ+» (директор Салпук Ю.В.) ГАОУ ПО «Институт развития образования»» (директор Гетманская И.А.) провел городской семинар «Формированию читательской грамотности на уроках географии» для учителей географии города Севастополя.

В начале семинара выступила директор ГБОУ «ШКОЛА ЭКОТЕХ+» Салпук Юлия Владимировна, которая познакомила с целью и программой семинара, рассказала о работе учителей образовательного учреждения.

Методист ГАОУ ПО ИРО Козырева Ольга Николаевна в своем выступлении «Формирование читательской грамотности как цель и результат обучения на уроках географии» рассказала о том, что термин «грамотность», введенный в 1957 г. ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В настоящее время целью школьного обучения является формирование успешности каждого ученика, а формирование читательской грамотности – это основной ресурс в развитии успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Далее учителей познакомили с видами чтения, методикой работы с текстом, с уровнями читательской грамотности, определяемыми в ходе проводимых международных исследований PISA.

В практической части семинара занятия с демонстрацией учебных задач по формированию читательской грамотности провели педагоги ГБОУ «ШКОЛА ЭКОТЕХ+»: учителя географии Баканова Е.Ю. и Пеструилова Т.П., учитель физики Павлов К.А., методист ГАОУ ПО ИРО Козырева О.Н.

С учебной задачей для 5-6 класса по общей географии раздела «Мы во Вселенной» познакомила Пеструилова Татьяна Петровна. Она рассказала и продемонстрировала работу в школьном планетарии. С учебной задачей для 7-8 классов из раздела «Альтернативные источники энергии» познакомил учитель физики Павлов Кирилл Александрович. Он продемонстрировал работу солнечных батарей и работу с тремя видами чтения по данной теме. С учебной задачей для 9-11 классов по теме «Рациональное природопользование. Утилизация отходов, вторичное сырье» познакомила Баканова Елена Юрьевна. Она рассказала о видах утилизации отходов и предложила учителям разделить отходы на группы на примере чайного пакетика и шариковой ручки.

Познакомившись со всеми представленными учебными задачами, учителя географии пришли к выводу о том, что читательская грамотность в современной жизни является основой учебной деятельности, обучения на протяжении всей жизни. На учебных занятиях по географии учащиеся совершенствуют умение работать с географической информацией, представленной как в словесном, так и в графическом (картографическом) виде; умение четко и понятно представлять свою позицию.