Институт развития образования

Какие образовательные технологии применяют учителя для формирования читательской компетентности младших школьников

Какие образовательные технологии применяют учителя для формирования читательской компетентности младших школьников

18.10.2022г.

В современных условиях формирование читательской компетентности становится одним из главных направлений в образовании младших школьников. Уроки литературного чтения призваны формировать навык чтения и умение работать с текстом, фундаментальную грамотность, читательский кругозор, пробуждать интерес к чтению художественной литературы, совершенствовать все виды речевой деятельности и способствовать общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

На уроках литературного чтения целесообразно использовать различные образовательные технологии: проблемное обучение, технологию развития критического мышления, проектные, интерактивные, игровые,  информационно-коммуникационные и др. технологии. Большая роль отводится анализу содержания литературного произведения, работе над характеристикой персонажей, анализу изобразительных средств, составлению плана произведения и работе по плану, пересказу и творческой работе над текстом. Для развития правильности и беглости чтения подбираются различные упражнения, приемы и методы работы.

12 октября ГАОУ ПО ИРО (ректор Гетманская И.А., руководитель центра дошкольного и начального образования Якубина В.Б.) на базе ГБОУ «Гимназия № 7 имени В.И. Великого» (директор Хомякова О.А., зам. директора Бороденко А.П.) был организован и проведен семинар-практикум «Использование практико-ориентированных технологий как средство формирования читательской компетенции младших школьников».

Собравшихся учителей начальных классов образовательных учреждений города Севастополя приветствовала директор ГБОУ «Гимназия № 7 имени В.И. Великого» Хомякова О.А. Она познакомила собравшихся с историей и достижениями Гимназии №7, с интересными уникальными традициями, творческими планами педагогического коллектива.

Якубина В. Б. в своём докладе «Формирование функциональной грамотности обучающихся» остановилась на задачах, связанных с читательской грамотностью младших школьников в свете реализации обновлённых ФГОС НОО.

Бороденко А.П. в своём выступлении рассказала об успешном опыте работы учителей начальных классов гимназии № 7 по формированию читательской грамотности обучающихся.

Учителя гимназии № 7 провели открытые уроки: Куршинская О.В. (математика во 2-А классе. Тема «Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания. Построение ряда чисел по правилу»), Романова Н. И. (литературное чтение в 3-А классе. Тема «Сказка о царе Салтане…»),  Богданова Е.В. (окружающий мир в 3-В классе. Тема «Осень в жизни наших предков»),  Брудель Л.А. (русский язык  в 4-Б классе. Тема «Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей») поделились своими успешными практиками по формированию читательской грамотности младших школьников.

Мастер-класс с использованием цифровых технологий «Использование приёмов смыслового чтения на уроках литературного чтения», проведенный Сидорчук Т.Ю., вызвал большой интерес и массу положительных откликов.

Во время обсуждения и анализа уроков, в отзывах по итогам семинара было высказано много интересных мыслей о важности и значимости таких мероприятий в становлении молодых педагогов, в понимании задач и уровня их реализации, в изучении интересного опыта коллег и самообразовании.