Институт развития образования

Книготерапия как метод работы с детьми и подростками

Книготерапия как метод работы с детьми и подростками

20.12.2023г.

13 декабря 2023 года на базе ГАОУ ПО ИРО для педагогов-библиотекарей и библиотекарей общеобразовательных организаций методистом И.Ю. Олейниковой был проведен городской онлайн-семинар «Использование книготерапии в работе с современным читателем».

На мероприятии рассматривались различные формы популяризации книг, помогающих справиться с различными жизненными ситуациями.

И.Ю. Олейникова рассказала о важности книготерапии (библиотерапии), поскольку ряд исследований последних лет показывает, что читатели все чаще обращаются к книгам с целью решения каких-то своих психологических проблем, ищут поддержку и помощь у библиотекаря. Библиотерапия известна с давних времен, при входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души», так наши предки понимали значение книги. Для того чтобы правильно врачевать души читателей школьных библиотек, нужно знать и постоянно изучать фонды, чтобы правильно и результативно выписывать «рецепты» для тех, кто нуждается в лечении книгой. Методист познакомила коллег с методами, целями, главными функциями библиотерапии, вариантами книг, которые могут помочь при той или иной проблеме, напомнила, что психотерапевты рекомендуют прочитывать 25 страниц в день: это увеличивает скорость работы мозга и улучшает психологическое самочувствие. Ирина Юрьевна обратила внимание на то, что не каждая книга может быть использована с библиотерапевтической целью, необходимо реально спрогнозировать, какие книги следует «прописывать» читателям и в каких стрессовых ситуациях (состояние усталости, психологический дискомфорт, при отсутствии дружбы, любви, понимания, самоуважения, при апатии, в период критического возраста и т.д.). Методист представила ряд книг и писателей, чьи произведения помогут ребятам поднять настроение (В. Драгунский, Н. Носов, Э. Успенский, А. Милн, А. Линдгрен, Д. Родари и др., читателям постарше – книги М. Зощенко, А. Аверченко, Ю. Яковлева). Благотворное влияние на читателей оказывают книги о природе и животных. Они пробуждают чувства любви, сострадания и бережного отношения ко всему живому. Ребятам всегда интересны произведения В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Чаплиной, М. Пришвина. Хороший лечебный эффект оказывают на детей сказки. Они учат детей добру, дружбе, взаимовыручке, смелости, находчивости, помогают увидеть прекрасное, повышают интерес к окружающему миру, формируют чувство защищённости и оптимистический взгляд на мир. Метод терапии в жанре волшебства, или сказкотерапии, успешно используют в работе с детьми младшего школьного возраста.

Ирина Юрьевна познакомила педагогов-библиотекарей с приемом «перевирания сказок», оказывающим оздоровительный эффект на ребёнка. Читая сказку, библиотекарь вставляет в текст смешные «неправильности», а дети должны их узнать и поправить. Такой метод укрепляет у детей уверенность в своей правоте, ведь ребёнок должен знать содержание сказки. В школьной библиотеке актуальны такие турниры, как «Найди ошибку в сказке», «Исправь ошибку» и т. д.

Методист на высоком уровне провела обзор 13 книг, которые помогут выжить в трудной ситуации, создав в помощь библиотекарям две презентации. На слайдах одной из них представлены ссылки на полнотекстовые книги и кюар-коды; достаточно просто перейти по ссылке или навести камеру на кюар-код и сразу читать понравившуюся книгу. Для многих педагогов-библиотекарей книги, представленные Ириной Юрьевной, стали открытием. Отрадно, что многие библиотекари взяли себе на заметку эти названия книг и будут использовать их в своей практике.

Интересно представили свой опыт работы с детьми педагоги-библиотекари СОШ № 46 (Татьяна Ивановна Павлюк) и ОШИ № 1 (Мария Анатольевна Лихачева).

Т.И. Павлюк – начитанный педагог-библиотекарь, хорошо знает литературу, активно рекомендует книги юным читателям. В своем выступлении «Книготерапия как метод коррекции поведения подростков» она рассказала о техниках библиотерапии (чтение художественных текстов вслух и собственное сочинение художественных текстов), которые активно применяются в работе с детьми СОШ № 46, а также о мероприятиях,  снимающих напряжение, агрессивные побуждения детей, а это конкурсы чтецов, фестивали стихов, мульттерапия доброты и др., которые активно проводит педагог-библиотекарь с читателями школьной библиотеки, Татьяна Ивановна также много внимания уделяет чтению книг о природе и животном мире, которые удовлетворяют потребность детей в привязанности и эмоциональном общении. В конце выступления педагог-библиотекарь посоветовала коллегам читать вместе с детьми книги Т. Крюковой, отметив живой и красивый язык ее произведений, которые учат добру и состраданию.

М.А. Лихачева в своем выступлении «Библиотека в жизни детей с ОВЗ» рассказала о непростой работе с ребятами, которым нужно не только адаптироваться в современном мире, но и преодолеть отставания в развитии: научиться читать, разговаривать, развивать свое мышление и творческий потенциал. Каждая маленькая победа ребенка – это уже большая радость для педагогов ОШИ № 1 и педагога-библиотекаря, которые помогают развивать творческие способности детей, знакомят их с окружающим миром, а ребята с удовольствием рисуют этот мир, героев сказок, развивая при этом мелкую моторику, которая влияет на речь, мышление, память, воображение, формирование самостоятельности и уверенности в себе. Часто педагог-библиотекарь проводит с детьми различные мероприятия (урок-игра, урок эстетики «Расписная игрушка», игра-квест и др.), применяя упражнения для развития речи, скороговорки, загадки, потешки; вместе с детьми путешествует в сказочный мир образов и сюжетов, участвуя в  инсценировках сказок («Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Путешествие по сказкам Ш. Перро»).  Педагог-библиотекарь активно сотрудничает с социальным партнером ЦГБ им А.П. Гайдара, куда ребята с удовольствием приходят и знакомятся там с новыми добрыми и внимательными друзьями, которые проводят для них ряд интересных мероприятий, моделируя воспитывающие ситуации (урок «Правила дорожного движения») и помогающих ребятам ориентироваться на улицах и дорогах нашего города. Педагоги ОШИ включают в работу с детьми и музыкотерапию, дети с удовольствием слушают музыку и очень любят танцевать под нее, поскольку музыка их делает более восприимчивыми и эмоциональными.

В конце семинара, при проведении рефлексии, Ирина Юрьевна, методист ГАОУ ПО ИРО, попросила каждого педагога-библиотекаря порекомендовать книгу друг другу с библиотерапевтическим эффектом, таким образом был составлен спонтанный рекомендательный список (свыше 40 книг), которым могут воспользоваться все коллеги-библиотекари. Исходя из знаний литературы  и активности коллег,  самым знающим врачом читательских душ была признана Ольга Андреевна Тягнибеда, педагог-библиотекарь СОШ № 41, она назвала самое большее количество детских книг, которые могут с удовольствием прочитать юные читатели школьных библиотек, подняв себе самооценку, настроение,  поверить в себя, почувствовать дружеское плечо, взаимовыручку и помощь.