Институт развития образования

Педагоги-библиотекари познакомились с новыми УМК по «Основам информационной культуры школьника»

Педагоги-библиотекари познакомились с новыми УМК по «Основам информационной культуры школьника»

28.12.2023г.

27 декабря 2023 года на базе ГАОУ ПО ИРО в режиме онлайн методистом Олейниковой И.Ю. для работников школьных библиотек была проведена групповая консультация «Работа библиотеки по формированию основ информационной культуры читателей», сопровождаемая электронной презентацией.

Методист познакомила коллег с новым изданием Гендиной Н.И. «Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 8-9-х классов общеобразовательных организаций», в котором представлены презентации к урокам, приложения, домашние задания, 20 тестовых заданий и др. материалы. Новое издание, как и все предыдущие, имеет единую структуру и включает в себя следующие элементы: введение; учебная программа; методические разработки уроков; контрольно-измерительные материалы; терминологический словарь;  систематический указатель терминов;  список литературы.

Поскольку учебная дисциплина «Основы информационной культуры школьника» не является обязательной для изучения в школе, учитывая важность и необходимость не компьютерной, а именно информационной (в широком смысле) подготовки учащихся, авторы УМК обосновали актуальность внедрения данной дисциплины в рамках внеурочной деятельности. Так, во «Введении» обосновывается актуальность и социальная значимость формирования информационной культуры школьников в условиях цифровизации общества, формулируются цели и задачи курса, раскрываются его ключевые идеи. Пояснительная записка к учебной программе раскрывает принципы построения курса, его метапредметный характер, дает характеристику планируемых результатов освоения, включая личностные, метапредметные и предметные результаты. В ней особо подчеркивается нацеленность учебной дисциплины «Основы информационной культуры школьника» на развитие познавательных универсальных учебных действий школьников, включая умение поиска, анализа, преобразования информации с использованием информационно-коммуникационных технологий для повышения результативности учебной, проектной и исследовательской деятельности учащихся; раскрывается важность формирования у школьников ответственного отношения к работе с информацией, ее критической оценки и этического использования.

Все    школьные библиотекари получили этот методический комплекс на свои электронные адреса. И теперь проблема проведения библиотечных уроков для учащихся 8-х и 9-х классов закрыта, поскольку уроки разработали научные работники: Н.И. Гендина, д-р пед. наук, профессор, главный эксперт НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного института культуры, и Е.В. КОСОЛАПОВА, канд. пед. наук, ведущий эксперт НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного института культуры. Пособие является огромным подспорьем в работе школьных библиотекарей.

На консультации методист познакомила педагогов-библиотекарей с созданием (составлением) Технологической карты библиотечного урока/занятия по внеурочной деятельности, без которой не проходит ни одного мероприятия. Ирина Юрьевна познакомила коллег с платформой https://edsoo.ru/  – Единое содержание общего образования, на которой можно познакомиться с рабочими программами, авторами книг и произведениями, которые должны изучать учащиеся, что даст возможность библиотекарям правильно скомплектовать основной фонд нужной литературой и определить  темы внеурочных мероприятий с детьми.

Методист обратила внимание на ещё одно издание Гендиной Н.И. «Формируем информационную культуру школьника: познавательные пятиминутки».  Пособие раскрывает возможности одной из малых форм организации обучения, один из приемов формирования информационной компетентности и информационной культуры учащихся – так называемые познавательные пятиминутки. Познавательная пятиминутка – это малая форма организации процесса обучения, средство целенаправленного формирования познавательных универсальных учебных действий (далее – познавательных УУД). Атрибутом познавательной пятиминутки является ее связь с перечнем действий, относящихся согласно ФГОС к группе познавательных УУД. Отличительными особенностями пятиминуток как малой формы организации процесса обучения являются:

• краткосрочность (не более 5 минут);

• учет возрастных особенностей учащихся;

• неразрывная связь с целями урока - «встроенность» пятиминутки в структуру урока по определенной теме;

• реализация принципа «Обучение для жизни».

Каждая отдельная пятиминутка отражает конкретное понятие, связанное с информацией и информационной деятельностью школьника. Всего для построения пятиминуток было отобрано 29 понятий (ключевых слов и словосочетаний).

Всем хорошо известно, насколько важно научить школьника точно указывать источник, откуда он заимствовал те или иные сведения. Одним из основных способов достоверного представления свернутой информации является библиографическое описание. Известно также, насколько сложно школьникам (да и учителям!) осваивать меняющиеся правила библиографического описания, обусловленные введением новых ГОСТ СИБИД. Это пособие поможет познакомиться с элементами и вариантами библиографического описания, которые школьники должны твердо знать, уметь различать и использовать самостоятельно.