
30–31 октября в Севастополе состоялась межрегиональная конференция «Педагогические и управленческие практики в сфере образования: идеи, решения, действия», в которой приняли участие 498 педагогов и управленцев, из них 47 – представители регионов Российской Федерации: Липецкой, Запорожской Калининградской, Ростовской, Херсонской, Воронежской областей, Краснодарского края, Удмуртской республики, Москвы и Санкт-Петербурга.
Работа конференции была нацелена на представление опыта и обмен лучшими педагогическими и управленческими практиками, способствующими повышению качества образования, а также на выявление проблем, определение путей решения и обозначение векторов развития системы образования.
Организаторы мероприятия – Департамент образования и науки города Севастополя и Государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Институт развития образования».
Программа первого дня конференции включала работу пяти практико-ориентированных площадок по актуальным направлениям современного образования на базе четырех школ города Севастополя.
Первая площадка «Национальная безопасность: путь к патриотизму» была организована в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 23 имени Б.А. Кучера». Тема патриотизма и безопасности объединила преподавателей-организаторов ОБЗР, заместителей директоров, курирующих воспитательную работу, советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Представление управленческих и педагогических практик сопровождалось мастер-классами, на которых участников знакомили с элементами начальной военной подготовки, результативными формами подготовки обучающихся к Всероссийской олимпиаде по ОБЗР по вопросам техники туризма, с работой семейного клуба «Род. Родина. Родничок», ритуалами несения Вахты Памяти. Присутствующие обучились навыкам тактической медицины под руководством участника СВО, создавали видеоролики о выдающихся личностях России в рамках патриотического проекта, реализуемого школьной телестудией; посетили занятие в новом музее школы.
Во время лекции по кибертерроризму участники конференции были погружены в реальную ситуацию нападения террористов на образовательное учреждение, после чего состоялся анализ действий участников с рекомендациями по устранению ошибок.
После подведения итогов работы площадки всех участников угостили кашей полевой кухни.
Вторая площадка «Бережная школа»: педагогические и управленческие практики», в рамках которой состоялся Всероссийский форум по проекту «Бережная школа», собрала в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 54 имени Ю.А. Гагарина» руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций, педагогических работников для трансляции лучших практик и решений по снижению бюрократической нагрузки в системе образования.
В работе площадки приняли участие представители Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт содержания и методов обучения имени В.С. Леднева».
Содержательные выступления экспертов в области бережливых технологий познакомили присутствующих с концепцией проекта «Бережная школа» и планами реализации проекта до 2030 года, с подходами к формированию организационно-методических комплектов, с технологией «Фабрика процессов», с бережливыми технологиями для дошкольных учреждений. С анализом текущих результатов участия в проекте «Бережная школа» образовательных организаций города Севастополя участников познакомила начальник Управления государственной политики в сфере оценки качества образования Департамента образования и науки города Севастополя Кириенок Г.Н.
Своим опытом участия в проекте «Бережная школа» поделились представители школ № 6, 20, 45 города Севастополя.
Третья площадка «Математическое и естественно-научное образование: взгляд в будущее» принимала учителей математики, физики, биологии, химии в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Севастополя «Инженерная школа».
На площадке анализировали текущие вызовы в математическом и естественно‑научном направлениях современного образования для выработки практико-ориентированных решений по их преодолению, для масштабирования практик, транслирующих активные методы и формы обучения, способствующие формированию мотивации к получению качественного математического и естественно-научного образования.
Работа площадки проходила в четырех локациях, на которых для учителей математики, физики, химии и биологии проводились мастер-классы с заседаниями круглых столов, где обсуждались актуальные вопросы математического и естественно-научного образования.
В работе площадки приняли участие эксперты из Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт содержания и методов обучения имени В.С. Леднева», а также из Института биофизики будущего МФТИ.
Четвертая площадка «Национальная идентичность через образование: гуманитарный подход» проходила на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Гимназия №1 имени А.С. Пушкина», на которой учителям русского языка и литературы демонстрировались успешные практики и инструменты, способствующие формированию национальной идентичности обучающихся средствами предметов «Русский язык» и «Литература».
О педагогических условиях формирования у обучающихся национальной идентичности рассказала участникам Даутова О. Б., доктор пед. наук, профессор, директор Института управления образованием Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Практическая часть мероприятия включала в себя открытые уроки русского языка и литературы. Педагоги побывали на учебных занятиях словесников гимназии № 1 имени А.С. Пушкина, где был продемонстрирован педагогический инструментарий по формированию национальной идентичности при изучении таких тем, как «Безударная гласная в корне», «Типы речи», «Тема России родного края в лирике С.А. Есенина».
После самоанализа уроков состоялся круглый стол, на котором обсуждались возможности формирования российской идентичности в рамках работы городского и школьного методических объединений учителей русского языка и литературы, при подготовке обучающихся к Всероссийскому конкурсу юных чтецов «Живая классика», а также потенциальные возможности педагогов расширить свои профессиональные горизонты при подготовке к профессиональным конкурсам.
По завершении работы площадки участников ожидал показ спектакля «История школы в истории Великой страны», продемонстрировавший системный подход педагогов гимназии к формированию гражданской позиции у подрастающего поколения.
Работа пятой площадки «Управление в образовании: лучшие практики» была нацелена на распространение практико-ориентированных моделей и инструментов эффективного управления образовательными организациями, способствующих повышению качества образования и устойчивому развитию образовательных организаций, и проходила в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 54 имени Ю.А. Гагарина».
В пленарной части представители Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт содержания и методов обучения имени В.С. Леднева» познакомили участников с возможностями повышения эффективности управленческой деятельности в условиях применения технологий искусственного интеллекта.
На заседании был проанализирован опыт работы по методическому сопровождению управленческих команд образовательных организаций города Севастополя.
Для руководителей образовательных организаций работали три секции по следующим направлениям: деятельность управленческих команд; управленческие проекты ОО для качественного образования школьников; кадровая политика образовательной организации. В обсуждении данных направлений деятельности управленческих команд принимали активное участие руководители ОО города Севастополя и гости из регионов. Выступающие щедро делились опытом работы по повышению качества образования, по успешному становлению административной команды, по организации работы курчатовских классов и атомклассов, по сохранению кадрового потенциала в образовательном учреждении, говорили о тактических и стратегических задачах современного образовательного учреждения.
Подводя итоги работы площадки, участники пришли к выводу, что эффективное управление является фундаментом для достижения высоких образовательных результатов и гармоничного развития современного образования.
31 октября состоялось итоговое пленарное заседание, на котором присутствовали все участники конференции.
Спикеры – Расташанская Т.В., канд. пед. наук, заместитель директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт содержания и методов обучения имени В.С. Леднева; Даутова О.Б., доктор пед. наук, профессор, директор Института управления образованием Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования; Есина Е.А., ректор Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования» – в своих выступлениях акцентировали внимание присутствующих на актуальных вопросах содержания образования, на ценностях как ориентире современной школы и на роли педагогических кадров в инновационном развитии образования.
На заседании модераторами были подведены итоги работы площадок.
Для гостей города Севастополя были организованы экскурсии в «Новый Херсонес» и «Херсонес Таврический», на 35-ю Береговую батарею.
При содействии Ярусова А.Ю., председателя постоянного комитета Законодательного Собрания города Севастополя III созыва по образованию, науке, культуре, спорту и молодежной политике, и Департамента образования и науки города Севастополя для всех участников конференции в Театре юного зрителя состоялся бесплатный показ замечательного спектакля «Суворов – наука побеждать».
Участниками конференции был отмечен высокий уровень организации и проведения конференции: практико-ориентированный характер работы площадок, активное участие представителей научных и образовательных учреждений страны, насыщенность программы дискуссионными формами, позволившими обсудить актуальные вопросы образования, широкий спектр управленческих и педагогических практик по тематике конференции. Благодаря творческому подходу к своему делу и напряженной, скрупулёзной работе по организации и проведению конференции Институту развития образования города Севастополя (директор Миргород Е.И.) удалось реализовать глубокий и комплексный подход к осмыслению вызовов современного образования посредством демонстрации и тиражирования лучшего педагогического и управленческого опыта.
Ссылка на материалы конференции: https://cnppmsev.obrcrimea.ru/konf_2025