
10 декабря 2025 года на базе Центра гуманитарно-технической информации ГБУК г. Севастополя «Региональная информационно-библиотечная система» (заведующий Меметова Э.С.) методистом ГАОУ ПО ИРО Олейниковой И.Ю. был проведен теоретический семинар «Работа педагогов-библиотекарей по формированию информационной культуры школьников» для педагогов-библиотекарей общеобразовательных учреждений г. Севастополя. В работе семинара приняли участие представители гимн. № 1, 7, 24, СОШ № 11, 14, 15, 23, 26, 30, 32, 35, 38, 41, 42, 43(2), 49, 61, ОШИ № 6, ОЦ им. В.Ревякина, ШКОЛА ЭКОТЕХ+, Мои Горизонты.
На семинаре были представлены разнообразные формы работы публичных и школьных библиотек. В своем выступлении Эльнара Серверовна познакомила с возможностями модульной библиотеки и интересными проектами с читателями: «Игротека по средам», «Детектив-шоу», «Авторские настольные игры», «Тайна великих литературных произведений», «Дореми», «Литкино», «Вишенка на торте». Библиотекари Центра проводят огромную работу – 400 мероприятий в год, обслуживают 4600 читателей, среди которых активными являются даже люди 78 и 89 лет. В библиотеке проводятся литературные путешествия, встречи с крымскими писателями, спектакли, заседание клуба «Прочитано», встречи с кризисным психологом, музыкантами, в уютных залах библиотеки можно послушать винил, принять участие в мастер-классе по бумажной лозе, мыловарению, гончарному делу. Библиотека вошла в 100 лучших библиотек страны среди 2,9 млн. коллективов. Коллеги надеются на хороший ремонт и обновление фонда.
О формировании информационной культуры школьников в библиотечном пространстве рассказала методист ГАОУ ПО ИРО Олейникова И.Ю. Она напомнила коллегам об ученых-библиотековедах, которые затрагивали в своих работах процесс формирования информационной культуры школьников, создавали учебники по этому вопросу, помогающие школьным библиотекарям проводить занятия с детьми разных возрастных групп по формированию информационной культуры, напомнила о функциях библиотеки как социального института, рассказала о словесных, активных, наглядных методах обучения, об издании продукции малой библиографии, сайтах библиотек, тематики занятий, способствующих формированию информационной культуры, напомнила коллегам о профессиональных периодических изданиях, помогающих воспитанию информационной грамотности («Библиография», «Библиотека», «Мир библиографии», «Научные и технические библиотеки», «Новая библиотека», «Школьная библиотека», «Библиотека в школе» и другие).
Ирина Юрьевна обратила внимание коллег и на интернет-ресурсы, которые могут оказать неоценимую помощь в работе библиотекаря, так как располагают различными материалами по теории и практике информационной грамотности, медиаобразования: портал Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», портал «Информационная грамотность и медиаобразование для всех», сервер Российской библиотечной ассоциации, сайт «Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества», Информационный портал школьных библиотек России (Русская Школьная Библиотечная Ассоциация), сайт Российской государственной детской библиотеки и многие другие.
Методист познакомила коллег с новыми возможностями привлечения детей к чтению, используя в своей работе новые технологии, в частности, приложение для генерации изображений и видео «Шедеврум», которое работает на основе нейросетей, помогает создавать картинки, видео, раскраски. Ирина Юрьевна рассказала о возможностях нейросетей, которые могут помочь библиотекарю: написать отчёт, сценарий мероприятия, создать картинку, проект, редактировать фото, создать афишу, видео, написать рассказ и стих, придумать название мероприятий и выставок, и многое другое, напомнила о создании QR-кодов на полнотекстовые варианты книг, размещенные в сети интернет, с помощью которых можно создавать целый банк электронных изданий для программного и внеклассного чтения. Методист в преддверии новогодних праздников предложила несколько оригинальных названий для книжных и тематических полок, зимний филворд, познакомила коллег с новой формой работы «Сезонно-книжным календарем», на котором представлены книги о зимних чудесах и приключениях; презентовала вебинары для сотрудников школьных библиотек, подготовленные представителями издательства «Просвещение», материал этих вебинаров актуален, интересен и полезен для педагогов-библиотекарей, а это Дни Воинской Славы, знакомство с памятными датами, связанные с именами героев Отечества (А.Суворов, Н.Гастелло и др.), с историей создания Георгиевской ленты, познакомила с новыми изданиями для родителей.
О методах работы школьной библиотеки по формированию читательской грамотности в 1-4 классах рассказала В.М. Руденко, библиотекарь СОШ № 32. Она представила мониторинг чтения и книговыдачи обучающихся этой возрастной группы, приемы формирования читательской грамотности, обозначила основные задачи этих уроков, рассказала о читательских умениях, привела примеры – фрагменты уроков для юных читателей. В одной из станций «Словарь сказочных слов» урока читательской грамотности «Мастерство А.С. Пушкина и тайна его «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» приняли активное участие коллеги – школьные библиотекари. Валерия Михайловна проводит огромную работу по формированию читательской грамотности и считает, что уроки читательской грамотности очень важны, дети должны научиться правильно понимать и анализировать тексты, читать книги разных жанров, грамотно уметь составлять текст. Для того, чтобы идти в ногу со временем, библиотекарь в своей работе с детьми применяет искусственный интеллект, например, GigaChat – это мультимодальная нейросеть, разработанная компанией «Сбер». Она оптимизирована для работы с русским языком и может выполнять широкий спектр задач: поможет составить текст, диалог, отчет, картинки и т.д.
Педагоги-библиотекари получили в подарок книги от коллег Центра гуманитарно-технической информации, которая пополнит фонд патриотической литературы и поможет им в проведении патриотических мероприятий. Содружество публичных и школьных библиотек, безусловно, оправдано. Опыт коллег интересен, полезен. Библиотечная среда располагает к дальнейшим продуктивным совместным мероприятиям. Нам есть чему учиться друг у друга.